Перейти к содержанию

Два Вида Зла В Литературе


AlexeyPank

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

Задумался вчера о том, что фактически, как в литературе, так и в жизни существует не один вид зла, а как минимум два. Судите сами, классический пример: Дьявол из Библии. Это - враг рода человеческого, стремящийся уничтожить все живое, да и вообще все сотворенное. Такое зло может вызывать только ненависть и стремление бороться с ним. А вот другой вид зла: Морра из сказок Туве Янсон. По сути ведь зло - гасит любой огонь, рядом с которым садится. Но почему она это делает? Только потому, что хочет согреться, ищет тепло во вне, из-за отсутствия его внутри. Это такое несчастное зло, которое вызывает только жалость. Это - скорбь рода человеческого.

И плохо, когда для оправдания первого вида зла его маскируют под второе. Это происходит, в частности, в серии "Черная книга Арды", когда Моргот и Саурон, описанные Толкиеном именно как зло первого вида, безусловный Враг представляется в виде несчастного существа, желающего только блага, а все зло идет не от него, а от его противников. Но правильно сказано: "Благими намерениями вымощена дорога в ад". И происходит по сути страшная вещь. Меняются ценностные ориентиры. И вместо борьбы со злом, вместо противостояния разрушению люди становятся на путь сначала оправдания зла, а потом и потакания злу.

Несколько сумбурно получилось, но уж простите.

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Опубликовано

у дьявола много обличий :)

если честно, то о классификации зла сложно судить, ведь как большинство философских понятий оно имеет весьма размытый характер, а его место как метод в литературе... я не литератор.

Но в чем полностью согласен что идея "о злом добре" в последнее время цветет пышным цветом и далеко не всем это нравиться (я едва заставил себя дочитать черную книгу, меня тошнило, извините за термин). Вероятнее всего раньше протсо не было подготовленой почвы для "нормального" восприятия подобной тематики, а так как идей не густо, то "доить" ее видимо будут еще долго.

...and darkness his child...

Опубликовано

Мне кажется причиной этого стало изменение системы ценностей. В эпоху постмодерна сомнению подвергается все, даже аксиомы и истины. А потому и возникает такое "опрадание зла". Хотя добрее оно от того не становится.

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Опубликовано

Сомнения - порождают раздумья. Это неплохо. Я б предпочёл десяток школ "школы безумия" свидетелей Йеговы полному маразму дня нынешнего, с почти полной деградацией и отсутствием вопросов - Почему?

userbar_008.gif

Опубликовано

Добро и Зло (Бобро и Козло) понятия не абсолютные. Злое относительно меня будет добрым относительно другого. Это принцип диалектического материализма - или Инь-янь, кому как больше нравится. Поэтому Зло, описанное кем-либо как абсолютное - другой автор увидит совсем с другой точки зрения. Как в КЧА - совершенно верно.

Опять же, у Стругацких - помните - Саваоф Баалович был всемогущ. Он мог все. И он ничего не мог. Потому что

граничным условием уравнения Совершенства оказалось требование, чтобы чудо не причиняло никому вреда. Никакому разумному существу. Ни на Земле, ни в иной части Вселенной. А такого чуда никто, даже сам Саваоф Баалович, представить себе не мог. И С. Б. Один навсегда оставил магию и стал заведующим отделом Технического Обслуживания НИИЧАВО...

Кстати, недавно книга попалась - о злом Бобре. Ив Форвард "Злодеи поневоле". Не то, чтобы нечто сверхвпечатляющее, но вполне.

Лечу по аватаре. Дорого, больно и без гарантии ____--------___ pauk.gif

Опубликовано

я считаю что зло, абсолютное зло, это то зло которое всем кажется злом. Наркомания ведь тоже зло. Для нас. А вы подумайте что об этом думают сами наркоманы.... и алкоголики насчет водяры тоже...

ФРПГ «Тени Арканум» Оливия Бурже-Оттеборн. ЗАСЛУЖЕННЫЙ ВЕТЕРАН ФРПГ.

Один из кураторов «Конкурсов Фантазма»

Опубликовано

И все-таки, мне кажется есть то абсолютное зло, с которым бороться просто необходимо. Дьявол ведь желает не изменить землю и людей, не привнести чего-то нового, хоть и неприятного для нас. Его цель - полное уничтожение всего. Может, для кого-то это и не зло, но все же все во вселенной создано для роста развития и смерти, через которую происходит возрождение. А что станет с миром, в котором уничтожат хотя бы один элемент этой цепи, все равно какой? Нарушится равновесие, остановится движение и все. Тишина и мертвый покой. Нирвана практически. Только вот достигнут ее не немногие избранные, посвятившие этому не одну жизнь, а все, без спроса. Я думаю, этому не обрадуются даже те, кто стремился к Нирване.

Что же касается второго вида зла, это это по сути и не зло в общем, это элемент разнообразия, который крутит мир и заставляет его жить. Так смерть - для кого-то зло, а для другого избавление. Но это обычная, природная, так сказать, смерть. Она была есть и будет, она необходима. А вот абсолютное зло - это не смерть, это скорее бессмертие и одновременно безжизние.

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Опубликовано

Хм... А что, есть задекларированные дьяволом цели и лично им подписанные? Позвольте ознакомиться :lol:

Не исключено ведь, что цели, как он их понимает, вовсе не так уж плохи и тоже каким-то образом полезны. Ну, это словоблудие. А вообще-то, ИМХО, смысл жизни в борьбе. Абсолютный Свет как и Абсолютная Тьма - это тупик. Необходим примерный паритет сил. Развитие в изменчивости.

Лечу по аватаре. Дорого, больно и без гарантии ____--------___ pauk.gif

Опубликовано

Согласен, что развитие в изменчивости. И при этом - крайности сходятся. Добро, желающее уничтожить Зло и Зло, желающее уничтожить Добро - это одно и то же, поскольку ведет к упрощению, а за этим и к гибели. Но борьба существует, и каждый человек в этой борьбе решает ее исход. Но человек должен принимать не одну из сторон, поскольку, как я уже говорил, крайности сходятся, а идти по своему пути, не кривя против своей совести. А это - уже путь Добра, но не того, которое в белом и с крылышками, а того, что является двигателем развития. И это добро, как неоднократно замечали многие писатели, начиная с апостолов - Любовь, ведь и Бог есть Любовь. Любовь бывает зла, но нет ничего добрее любви. Любовь лечит и любовь убивает. И получается, что это и есть то абсолютное Добро, поскольку ведет к движению. А, соответственно, все, идущее против Любви и есть абсолютное Зло, ибо там, где нет любви нет и совершенствования, нет честности, нет вообще ничего, вакуум.

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Опубликовано
Согласен, что развитие в изменчивости. И при этом - крайности сходятся. Добро, желающее уничтожить Зло и Зло, желающее уничтожить Добро - это одно и то же, поскольку ведет к упрощению, а за этим и к гибели. Но борьба существует, и каждый человек в этой борьбе решает ее исход. Но человек должен принимать не одну из сторон, поскольку, как я уже говорил, крайности сходятся, а идти по своему пути, не кривя против своей совести. А это - уже путь Добра, но не того, которое в белом и с крылышками, а того, что является двигателем развития. И это добро, как неоднократно замечали многие писатели, начиная с апостолов - Любовь, ведь и Бог есть Любовь. Любовь бывает зла, но нет ничего добрее любви. Любовь лечит и любовь убивает. И получается, что это и есть то абсолютное Добро, поскольку ведет к движению. А, соответственно, все, идущее против Любви и есть абсолютное Зло, ибо там, где нет любви нет и совершенствования, нет честности, нет вообще ничего, вакуум.

Gott ist todt. (с) Friedrich Wilhelm Nietzsche

 

Интерпретация основных идей Ницше согласно Википедии (в основном верная):

Ницше исходит из двойственности (дуализма) культуры, где борются начала Аполлона и Диониса. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы. Эти начала не равнозначны. Темный бог древнее. Сила вызывает порядок, Дионис порождает Аполлона. Дионисийская воля (der Wille — в германских языках означает желание, а также глагол будущего времени) всегда оказывается волей к власти — это интерпретация онтологической основы сущего. Ницше подобно Марксу испытал влияние дарвинизма. Весь ход эволюции и борьба за выживание (англ. struggle for existence) не что иное, как проявление этой воли к власти. Больные и слабые должны погибнуть, а сильнейшие — победить. Отсюда афоризм Ницше: «Падающего толкни!», который следует понимать не в том упрощенном смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты самовыживания, чтобы оттуда возродиться или погибнуть. В этом проявляется вера Ницще в жизнь, в ее возможность самовозрождения и сопротивления всему роковому. «То, что не убивает нас, делает нас сильнее»!
Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в Сверхчеловека (Ubermensch). Разум и все т. н. духовные ценности — это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей, прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек — это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. . Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления, то, что Маркс называл силой отчуждения духа. Единственные оковы волевого человека — это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру — Дракона или Духа тяжести, подобно льду сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек — Антихрист. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихрист должен создать новые ценности. Смиренной и завистливой морали рабов, он противопоставит мораль господ. Однако потом будет рожден новый Дракон и придет новый сверхчеловек. Так будет до бесконечности, ибо в этом проявляется вечное возвращение. Одним из основных понятий в философии Ницше является decadence (декаданс).

 

Кстати, преподаватель философии из моего университета назвал Ницше "последним гуманистом". ;)

И москаль, и хохол — хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве: первый любит притворяться дураком, а второй умным. © В.О. Ключевский.

Опубликовано

Именно это и позволило нацистов считать Ницше "своим" и опираться на его идеи, создавая свою теорию избранной расы.

Поздней немецкой философии вообще свойственна тяга к нигилизму (и Ницше и Маркс), что, как мне кажется, связано с банальной зазнаистостью, когда каждый считает себя истиной в последней инстанции. В этом смысле Кант, Шопенгауэр, Гегель были гораздо скромнее и лучше осознавали свое место в мире.

В связи со словами Ницше хочется привести одну фразу: "Нет Бога" - воскликнул атеист. "Нет атеиста" - ответил ему Бог и щелкнул пальцами.(с)

Отрицание Бога есть не показатель своей силы и уверенности, а скорее наоборот. Боясь расписаться в собственном невежестве и невозможности объять необъятности люди просто убирают из своего мирка все, что не вписывается в простейшие схемы.

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Опубликовано

AlexeyPank, надо понимать ты имеешь ввиду иудейского бога? Одно из определений бога в переводе с иврита обозначает "бесконечность" и "ничто". Все приверженцы авраамических религий (иудеи, христиане и мусульмане) - и есть самые большие нигилисты (nihil - "ничего" или "ничто"). Не существовать, быть ничем, слиться с "ничто" - это самая большая радость для них...

И москаль, и хохол — хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве: первый любит притворяться дураком, а второй умным. © В.О. Ключевский.

Опубликовано

Слиться с ничем - это скорее инуизм и буддизм. Ни иудеи, ни христиане, ни мусульмане не считают бога Абсолютом или ничем. Это скорее личность высшего уровня, включающая в себя весь мир. А уель каждой отдельной личности стремиться к преодолению своей неполноты и "усовершению". Но личность подразумевает индивидуальность, т.е. не может быть никакой речи о слияниии с ничто и становлении ничем. Идеал христианства - создание симфонической личности, в которую не теряя своей индивидуальности входят личности более низкого уровня. А симфоническая личность представляет собой индивидуальность более высокого уровня.

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Опубликовано

А как же последнее и самое главное из 13 определений бога ЭйнСоф (бесконечность, беспредельность, пустота)? :)

И москаль, и хохол — хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве: первый любит притворяться дураком, а второй умным. © В.О. Ключевский.

Опубликовано

Ну, по-моему, бесконечность и пустота - это далеко не тождественные понятия. Тут еще возникают сложности перевода, при которых смысл может искажаться до противоположного. Бесконечность совсем не подразумевает отсутствие личности, просто эта личность объемлет все, весь мир. А пустота подразумевает отсутствие в составе личности хотя бы чего нибудь.

К тому же, само понятие эйнсоф я встретил только в Каббале, которая не имеет отношения ни к одной из трех религий писания (если я ошибаюсь, дайте, пожалуйста, ссылочку, где это есть в Библии или Коране).

Мы спасемся?

Я не знаю, верьте.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...